TEMPUS
511347-TEMPUS-1-2010-1-DE-TEMPUS-JPCR Разработка учебной программы бакалавриата «Энергетический менеджмент» на базе смешанного (сочетающего аудиторное и онлайн) обучения (Blended-Learning) в вузах Туркменистана и Казахстана.»
Участники:
Казахстан
- Костанайский инженерно-экономический университет им. М. Дулатова
- Казахский агро-технический университет им. Сейфуллина, Астана
- Акимат (областное управление) Костанай
Туркменистан
- Туркменский Политехнический Институт, Ашхабад;
- Государственный энергетический институт, Мары.
Участники из стран ЕС
- ASIIN Consulting GmbH (Германия)
- Kreis Lippe (Германия)
- FH JOANNEUM (Австрия)
- Kaunas University of Technology (Литва)
<p style="text-align: justify;"><strong> </strong><strong>«Разработка и внедрение учебной программы «Энергетический менеджмент» на базе дистанционного обучения в вузах Казахстана и Туркменистана»</strong></p>
Внедрение данного проекта, позволит расширить возможности по созданию необходимых условий для получения качественного образования в области энергетики, при эффективном использование дистанционной технологий обучения, которая будет способствовать быстрой адаптации профессионального образования к изменяющимся потребностям общества и рынка труда. Применяемые дистанционные образовательные технологии по своему содержанию способствуют созданию прочных связей между общим обучением, обучением по месту работы и потребностями рынка труда и помогают каждому максимально использовать свой личный потенциал в обществе, основанный на полученных знаниях. Также позволяют расширить возможности университета в более активном участии в мировом образовательном пространстве. Внедрение новой специализации позволит воспитать для Костанайской области новое поколение управленческих кадров, умеющих сочетать принципы организации высокотехнологичного энергетического производства с максимальной экономической выгодой и учетом защиты окружающей среды. В какой-то степени данный проект согласуется с Киотским протоколом, основными направлениями которого, являются: внедрение возобновляемых источников энергии; внедрение энергосберегающих технологий и мероприятий, приводящих к сокращению потребления топлива и энергии.
Глобальные цели проекта:
- Научная долгосрочная поддержка регионов при решении вопросов продолжительного устойчивого энергоснабжения;
- Способствование развитию и распространению эколого-экономического мышления и образа действий в секторе энергоснабжения.
Специфические цели проекта:
- Разработка и внедрение учебной специальности бакалавриата «Энергетический Менеджмент» (ЭМ) в учебные планы партнерских вузов в Казахстане и Туркменистане;
- Развитие и популяризация дистанционного обучения за счет внедрения электронных технологий.
Для реализации целей проекта:
- Определены дисциплины для специализации «Энергетический менеджмент»;
- Разработан учебный план специальности «Электроэнергетика», специализация «Энергетический менеджмент», утвержден решением Ученого Совета Костанайского инженерно-педагогического университета от 31 октября 2011 г.;
- Определены рамочные условия обучения;
- Методико-дидактическая концепция;
- Маркетинговая стратегия.
Прошедшие встречи
С 26 по 28 октября 2010 года в Высшей Школе Предпринимательства г. Билефельд (Германия) состоялось официальное открытие проекта.
26 января 2011 года Каунасский Технологический университет принял европейских экспертов из области энергосбережения и электронного обучения, представляющих партнерские вузы Литвы, Германии и Австрии. Целью семинара являлся обмен мнениями относительно внедрения передового европейского опыта в концепци новой образовательной программы «Энергетический менеджмент».
С 25 по 26 февраля 2011 года Государственный Энергетический Институт Туркменистана в городе Мары принимал европейских, казахских и туркменских участников проекта в рамках международной конференции, на которой прсутствовали также представители энергетического сектора и Министерства образования Туркменистана. В начале мая 2011 года профессор Высшей Школы предпринимательства (ВШП) г. Билефельд, Германия, д-р Штефан Билецке по приглашению Министерства образования Туркменистана принял участие в международной конференции в Ашхабаде, посвященной внедрению современных электронных средств в процесс обучения. Являясь экспертом в области электронного обучения, проф. Билецке представил гостям и организаторам конференции концепцию виртуальных классов, которая может с успехом быть внедрена в образовательный процесс уже в рамках данного проекта.
20 мая 2011 года студенты и преподаватели партнерских вузов Казахстана, Туркменистана, Германии и Литвы присутствовали и принимали активное участие в виртуальной премьере первой международной онлайн-лекции, организованной Высшей школой предпринимательства г. Билефельд.
Со 2 по 4 августа 2011 года в Костанайском инженерно-экономическом университете (КИнЭУ) им. М. Дулатова (Казахстан) состоялся практический семинар по теме «Разработка компетентостно-ориентированной модели учебного плана». Семинар проводили сотрудники немецкого агентства по контролю качества образовательных программ ASIIN Consult GmbH профессор Манфред Хампе и доктор Лина Ресслер. В ходе двухдневного семинара туркменским и казахским участникам были представлены принципы составления учебного плана и сопутствующей документации в соответствии с положениями Болонской декларации, а также предложены практические упражнения, нацеленные на самостоятельное формулирование целей обучения согласно компетентостно-ориентированной модели обучения.
15 января 2012 года в трех европейских вузах-партнерах по проекту — Высшей Школе предпринимательства (Билефельд), Университете прикладных наук Йоаннеум (Грац) и Каунасском Технологическом Университете — стартовали двухнедельные курсы повышения квалификации для туркменских и казахских преподавателей.
С 20 по 21 августа 2012 года гостями Казахского Агротехнического университета (КАТУ) им. С. Сейфуллина в Астане стали международные участники проекта из Германии, Литвы, Казахстана и Туркменистана, посетившие КАТУ с целью проведения рабочей встречи.
С 27 января по 2 февраля 2013 года туркменские коллеги посетили ВШП в Билефельде и Университет прикладных наук Йоаннеум в Граце с целью обсуждения концепции и содержания новой специализации «Энергетический менеджмент в строительстве», а также презентации собственных первых практических достижений в области внедрения электронных технологий в процесс обучения.
С 22 по 23 апреля 2013 года в Ашгабаде состоялась последняя рабочая встреча по проекту с участием международных партнеров из Казахстана, Литвы, Германии и Туркменистана. Гостей принимал Туркменский государственный архитектурно-строительный институт (ТГАСИ), преемник Туркменского Политехнического института. Мотивом рабочих заседаний стала устойчивость результатов проекта. Каждый вуз-партнер представил обзор своих действий, уже предпринятых в ходе реализации проекта для обеспечения его устойчивости, а также указал на потенциалы развития проекта в будущем. Важными индикаторами устойчивости туркменские и казахские коллеги признали новые национальные стратегии развития обеих стран. ЭКСПО-2017 в Астане под девизом «Энергия будущего» и повсеместные инициативы по повышению энергоэффективности в Казахстане, национальная стратегия по стимулированию развитию возобновляемых источников энергии в Туркменистане, окончательный переход системы высшего образования Казахстана на Болонские стандарты от января 2013 года, постановления казахского правительства о разработке норм и стандартов по использованию методики электронного обучения в высшем и школьном образовании — все вместе доказательства того, что проект идет в ногу с тенденциями развития в Казахстане и Туркменистане и в дальнейшем сможет подхватывать и внедрять инновации благодаря накопленному опыту и открытости для новых партнерств и достижений.